National Lubricating Grease Institute (NLGI)
- Национальный институт пластичных смазок (США) разработал классификацию смазок, которая приобрела международный статус.Первый параметр, которым оперирует одноименная классификация, это «консистенция смазки» (проще говоря, степень ее густоты).
В соответствии с методикой института, при помощи лабораторного метода «рабочей пенетрации» измеряется густота. Определение этого параметра производится с помощью пенетрометра с конусом, который опускают на пять секунд в смазку при температуре 25°С. Глубина погружения конуса измеряется и выражается в десятых долях миллиметра. Обычно пенетрацию определяют как у перемешанной, так и не перемешанной смазки. Разница этих показателей характеризует стабильность смазки и способность выдержать механические нагрузки. Кроме того, чем больше численное значение пенетрации, тем мягче смазка.

Содержание
Категория качества автомобильных смазок NLGI
NLGI LA • NLGI LB • NLGI GA • NLGI GB • NLGI GC
Смазки категории NLGI LA
Используются для смазывания элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей и других транспортных средств с легким режимом работы.
Требования к качеству
Смазки должны удовлетворительно смазывать элементы ходовой части и шарнирные соединения при частой замене смазки (в легковых автомобилях через каждые 3200 км или чаще). Смазки должны быть стойкими к окислению и изменению консистенции, а также охранять шарниры и другие элементы ходовой части от коррозии и износа в условиях малой нагрузки. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы смазки и других степеней NLGI.
Смазки категории NLGI LB
Используются для смазывания элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих в условиях как легкого, так и тяжелого режима. Тяжелым называется такой режим, когда большой интервал замены смазки, большие нагрузки, вибрации, воздействие воды или других загрязнений. Это смазки высшего качества для ходовой части.
Требования к качеству
Смазки должны удовлетворительно смазывать элементы ходовой части и шарнирные соединения при температуре от -40 до +120 С при продленном интервале замены смазки (в легковых автомобилях более 3200 км). Смазки должны быть стойкими к окислению и изменению консистенции, а также охранять элементы ходовой части и шарниры от коррозии и износа, даже под воздействием грязи и больших нагрузок. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы смазки и других степеней NLGI.
Смазки категории NLGI GA
Используются для смазывания подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком режиме при частой замене смазки в обычных условиях эксплуатации.
Требования к качеству
Смазки должны удовлетворительно смазывать подшипники при ограниченной температуре от -20 до +70 С. Дополнительных требований нет.
Смазки категории NLGI GB
Используются для смазывания подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком, так и в умеренном режиме. Умеренный режим - это обычные условия эксплуатации, которые бывают у большинства машин.
Требования к качеству
Смазки должны удовлетворительно смазывать в широком интервале температур от -40 , до +120 и даже до +160 С. Смазки должны быть стойкими к окислению, испарению, изменению консистенции, хорошо защищать подшипники от коррозии и износа. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы и смазки других степеней NLGI - NLGI 1 и NLGI 3.
Смазки категории NLGI GC
Используются для смазывания подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком, так и в тяжелом режиме. Тяжелый режим встречается в машинах, подшипники которых нагреваются до высокой температуры. Это транспортные средства с дисковыми тормозами, которые работают в «стоп-старт» режиме (автобусы, такси, городские полицейские автомобили и т.д.) или в режиме тяжелого торможения (буксировка, тяжелая езда в горах и т.д.). В настоящее время это смазки высшего качества для подшипников колес.
Требования к качеству
Смазки должны удовлетворительно смазывать в широком интервале температур от -40 , до +160 и даже до +200 С. Смазки должны быть стойкими к окислению, испарению, изменению консистенции, хорошо защищать подшипники от коррозии и износа. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы и смазки NLGI - NLGI 1 и NLGI 3.
Обозначения
Для обозначения категорий смазок, NLGI использует знак – символ NLGI, который присваивается лишь смазкам наивысшей категории: GC, LB и GC-LB (рис. 1). Смазки других категорий этим знаком не обозначаются, только на этикетке или в описании обычно указываются символы категории NLGI GA, NLGI GB, NLGI LA. В Европе американская система обозначения автомобильных смазок, основанная на назначении, пользуется редко, а аналогичной европейской системы нет.

Рис. 1. Знаки соответствия категориям NLGI.
Обязательные испытания при определении категорий NLGI
| 
             ASTM 
             | 
            
             Испытания 
             | 
            
             LA 
             | 
            
             LB 
             | 
            
             GA 
             | 
            
             GB 
             | 
            
             GC 
             | 
        
| 
             D 217 
             | 
            
             Пенетрация 
             | 
            
             + 
             | 
            
             + 
             | 
            
             + 
             | 
            
             + 
             | 
            
             + 
             | 
        
| 
             D 566 
             | 
            
             Температура каплепадения 
             | 
            
             + 
             | 
            
             + 
             | 
            
             + 
             | 
            
             + 
             | 
            
             + 
             | 
        
| 
             D 1264 
             | 
            
             Вымывание водой 
             | 
            
             - 
             | 
            
             - 
             | 
            
             - 
             | 
            
             + 
             | 
            
             + 
             | 
        
| 
             D 1742 
             | 
            
             Температура выделения масла 
             | 
            
             - 
             | 
            
             + 
             | 
            
             - 
             | 
            
             + 
             | 
            
             + 
             | 
        
| 
             D 1743 
             | 
            
             Предохранение от ржавления 
             | 
            
             - 
             | 
            
             + 
             | 
            
             - 
             | 
            
             + 
             | 
            
             + 
             | 
        
| 
             D 2266 
             | 
            
             Износ на ЧМШТ 
             | 
            
             + 
             | 
            
             + 
             | 
            
             - 
             | 
            
             + 
             | 
            
             + 
             | 
        
| 
             D 2596 
             | 
            
             Предельное давление на ЧМШТ 
             | 
            
             - 
             | 
            
             + 
             | 
            
             - 
             | 
            
             - 
             | 
            
             + 
             | 
        
| 
             D 3527 
             | 
            
             Стойкость к высокой температуре 
             | 
            
             - 
             | 
            
             - 
             | 
            
             - 
             | 
            
             + 
             | 
            
             + 
             | 
        
| 
             D 4170 
             | 
            
             Питтинговый износ 
             | 
            
             - 
             | 
            
             + 
             | 
            
             - 
             | 
            
             + 
             | 
            
             + 
             | 
        
| 
             D 4289 
             | 
            
             Совместимость с эластомерами 
             | 
            
             + 
             | 
            
             + 
             | 
            
             - 
             | 
            
             + 
             | 
            
             + 
             | 
        
| 
             D 4290 
             | 
            
             Текучесть 
             | 
            
             - 
             | 
            
             - 
             | 
            
             - 
             | 
            
             + 
             | 
            
             + 
             | 
        
| 
             D 4693 
             | 
            
             Низкотемпературный момент вращения 
             | 
            
             - 
             | 
            
             + 
             | 
            
             + 
             | 
            
             + 
             | 
            
             + 
             | 
        
Классификации NLGI
Согласно классификации NLGI смазки делят на классы в зависимости от уровня пенетрации - чем больше численное значение пенетрации, тем мягче смазка. Классификация NLGI пластичных смазок по консистенции приведена в табл. 2 (соответствует сортам по DIN 51818. DIN - Институт стандартов Германии).
Существует девять категорий - от 000 до 6:
• Категория 2 представляет собой консистенцию, которая используется наиболее широко;
• Категории 000 и 00 являются полужидкими смазками, использующимися в качестве альтернативы маслам в механизмах и централизованных системах смазки с малым сечением подающих каналов (например в современных грузовиках);
• 0 и 1 - категории для применения в главных централизованных системах смазки (например промышленное оборудование, грузовые автомобили);
• Категории 2 и 3 используются в основном для смазки подшипников;
• Категории 4 и 6 представляют исключительно густые смазки и используются редко за исключением специальных случаев «блоков смазки».
Примечание. Пластичные смазки, используемые на легковом автомобиле, принадлежат, как правило, ко второму классу.
| 
             Класс NLGI 
             | 
            
             Показатель пенетрации (0,1 мм) 
             | 
            
             Консистенция ISO 2137 
             | 
            
             Область применения 
             | 
        
| 
             000 
             | 
            
             445-475 
             | 
            
             очень жидкая 
             | 
            
             закрытые зубчатые передачи 
             | 
        
| 
             00 
             | 
            
             400-430 
             | 
            
             жидкая 
             | 
        |
| 
             0 
             | 
            
             355-385 
             | 
            
             полужидкая 
             | 
            
             центральные смазочные системы 
             | 
        
| 
             1 
             | 
            
             310-340 
             | 
            
             очень мягкая 
             | 
        |
| 
             2 
             | 
            
             265-295 
             | 
            
             мягкая 
             | 
            
             шариковые/роликовые подшипники 
             | 
        
| 
             3 
             | 
            
             220-250 
             | 
            
             полутвердая 
             | 
            
             высокоскоростные подшипники 
             | 
        
| 
             4 
             | 
            
             175-205 
             | 
            
             твердая 
             | 
        |
| 
             5 
             | 
            
             130-160 
             | 
            
             очень твердая 
             | 
            
             открытые зубчатые передачи 
             | 
        
| 
             6 
             | 
            
             85-115 
             | 
            
             особо твердая 
             |