National Lubricating Grease Institute (NLGI)
- Национальный институт пластичных смазок (США) разработал классификацию смазок, которая приобрела международный статус.Первый параметр, которым оперирует одноименная классификация, это «консистенция смазки» (проще говоря, степень ее густоты).
В соответствии с методикой института, при помощи лабораторного метода «рабочей пенетрации» измеряется густота. Определение этого параметра производится с помощью пенетрометра с конусом, который опускают на пять секунд в смазку при температуре 25°С. Глубина погружения конуса измеряется и выражается в десятых долях миллиметра. Обычно пенетрацию определяют как у перемешанной, так и не перемешанной смазки. Разница этих показателей характеризует стабильность смазки и способность выдержать механические нагрузки. Кроме того, чем больше численное значение пенетрации, тем мягче смазка.

Содержание




Категория качества автомобильных смазок NLGI
NLGI LA • NLGI LB • NLGI GA • NLGI GB • NLGI GC
Смазки категории NLGI LA
Используются для смазывания элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей и других транспортных средств с легким режимом работы.
Требования к качеству
Смазки должны удовлетворительно смазывать элементы ходовой части и шарнирные соединения при частой замене смазки (в легковых автомобилях через каждые 3200 км или чаще). Смазки должны быть стойкими к окислению и изменению консистенции, а также охранять шарниры и другие элементы ходовой части от коррозии и износа в условиях малой нагрузки. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы смазки и других степеней NLGI.
Смазки категории NLGI LB
Используются для смазывания элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих в условиях как легкого, так и тяжелого режима. Тяжелым называется такой режим, когда большой интервал замены смазки, большие нагрузки, вибрации, воздействие воды или других загрязнений. Это смазки высшего качества для ходовой части.
Требования к качеству
Смазки должны удовлетворительно смазывать элементы ходовой части и шарнирные соединения при температуре от -40 до +120 С при продленном интервале замены смазки (в легковых автомобилях более 3200 км). Смазки должны быть стойкими к окислению и изменению консистенции, а также охранять элементы ходовой части и шарниры от коррозии и износа, даже под воздействием грязи и больших нагрузок. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы смазки и других степеней NLGI.
Смазки категории NLGI GA
Используются для смазывания подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком режиме при частой замене смазки в обычных условиях эксплуатации.
Требования к качеству
Смазки должны удовлетворительно смазывать подшипники при ограниченной температуре от -20 до +70 С. Дополнительных требований нет.
Смазки категории NLGI GB
Используются для смазывания подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком, так и в умеренном режиме. Умеренный режим - это обычные условия эксплуатации, которые бывают у большинства машин.
Требования к качеству
Смазки должны удовлетворительно смазывать в широком интервале температур от -40 , до +120 и даже до +160 С. Смазки должны быть стойкими к окислению, испарению, изменению консистенции, хорошо защищать подшипники от коррозии и износа. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы и смазки других степеней NLGI - NLGI 1 и NLGI 3.
Смазки категории NLGI GC
Используются для смазывания подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком, так и в тяжелом режиме. Тяжелый режим встречается в машинах, подшипники которых нагреваются до высокой температуры. Это транспортные средства с дисковыми тормозами, которые работают в «стоп-старт» режиме (автобусы, такси, городские полицейские автомобили и т.д.) или в режиме тяжелого торможения (буксировка, тяжелая езда в горах и т.д.). В настоящее время это смазки высшего качества для подшипников колес.
Требования к качеству
Смазки должны удовлетворительно смазывать в широком интервале температур от -40 , до +160 и даже до +200 С. Смазки должны быть стойкими к окислению, испарению, изменению консистенции, хорошо защищать подшипники от коррозии и износа. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы и смазки NLGI - NLGI 1 и NLGI 3.
Обозначения
Для обозначения категорий смазок, NLGI использует знак – символ NLGI, который присваивается лишь смазкам наивысшей категории: GC, LB и GC-LB (рис. 1). Смазки других категорий этим знаком не обозначаются, только на этикетке или в описании обычно указываются символы категории NLGI GA, NLGI GB, NLGI LA. В Европе американская система обозначения автомобильных смазок, основанная на назначении, пользуется редко, а аналогичной европейской системы нет.

Рис. 1. Знаки соответствия категориям NLGI.
Обязательные испытания при определении категорий NLGI
ASTM
|
Испытания
|
LA
|
LB
|
GA
|
GB
|
GC
|
D 217
|
Пенетрация
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
D 566
|
Температура каплепадения
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
D 1264
|
Вымывание водой
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
D 1742
|
Температура выделения масла
|
-
|
+
|
-
|
+
|
+
|
D 1743
|
Предохранение от ржавления
|
-
|
+
|
-
|
+
|
+
|
D 2266
|
Износ на ЧМШТ
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
D 2596
|
Предельное давление на ЧМШТ
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
D 3527
|
Стойкость к высокой температуре
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
D 4170
|
Питтинговый износ
|
-
|
+
|
-
|
+
|
+
|
D 4289
|
Совместимость с эластомерами
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
D 4290
|
Текучесть
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
D 4693
|
Низкотемпературный момент вращения
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Классификации NLGI
Согласно классификации NLGI смазки делят на классы в зависимости от уровня пенетрации - чем больше численное значение пенетрации, тем мягче смазка. Классификация NLGI пластичных смазок по консистенции приведена в табл. 2 (соответствует сортам по DIN 51818. DIN - Институт стандартов Германии).
Существует девять категорий - от 000 до 6:
• Категория 2 представляет собой консистенцию, которая используется наиболее широко;
• Категории 000 и 00 являются полужидкими смазками, использующимися в качестве альтернативы маслам в механизмах и централизованных системах смазки с малым сечением подающих каналов (например в современных грузовиках);
• 0 и 1 - категории для применения в главных централизованных системах смазки (например промышленное оборудование, грузовые автомобили);
• Категории 2 и 3 используются в основном для смазки подшипников;
• Категории 4 и 6 представляют исключительно густые смазки и используются редко за исключением специальных случаев «блоков смазки».
Примечание. Пластичные смазки, используемые на легковом автомобиле, принадлежат, как правило, ко второму классу.
Класс NLGI
|
Показатель пенетрации (0,1 мм)
|
Консистенция ISO 2137
|
Область применения
|
000
|
445-475
|
очень жидкая
|
закрытые зубчатые передачи
|
00
|
400-430
|
жидкая
|
|
0
|
355-385
|
полужидкая
|
центральные смазочные системы
|
1
|
310-340
|
очень мягкая
|
|
2
|
265-295
|
мягкая
|
шариковые/роликовые подшипники
|
3
|
220-250
|
полутвердая
|
высокоскоростные подшипники
|
4
|
175-205
|
твердая
|
|
5
|
130-160
|
очень твердая
|
открытые зубчатые передачи
|
6
|
85-115
|
особо твердая
|